Темнота. Возникает луч света, который выхватывает из темноты Сольпугу. Сольпуга сидит на краю сцены, странно улыбается и дурашливо болтает ногами. Это женщина неопределенного возраста, одетая в серое тряпье. Длинные волосы спутаны, вместо носа клюв, ногти черные и длинные. Она похожа на босховскую тварь.
Сольпуга внимательно оглядывает зрительный зал, пристально и недобро. Улыбка сохраняется на ее лице. Продолжая болтать ногами, она медленно поворачивает голову, чтоб оглядеть всех сидящих, и ничего не говорит. Оглядев всех, Сольпуга так же медленно поднимается, и начинает неторопливо шагать по краю сцены, не сводя взгляда со зрителей. Движения дерганные, как у пауков, она не произносит ни слова.
Проходит некоторое время. Сольпуга замирает на месте. Продолжая улыбаться, она начинает то закрывать глаза ладонями, то убирать ладони от лица, будто играет с ребенком. Сделав так несколько раз, Сольпуга хрустит суставами пальцев и быстро ускользает в темноту, сделав широкий шаг назад. Ее больше не видно.
Луч света гаснет. Спустя несколько секунд темноты на сцене высвечивается та часть, где расположена квартира Марины. В квартире две двери, одна ведет в ванную, другая дверь – входная. За единственным широким окном виднеются пока лысые деревья и пасмурное небо. Слева от окна – старое поцарапанное пианино, справа от окна – прохудившийся раскладной диван. Сейчас диван разложен, простыня смялась и сбилась на пол. Два одеяла скомканы и закинуты Мариной ближе к стенке дивана. Справа от дивана узкий шкаф с покосившейся дверцей и небольшой стол. Слева от пианино – дверь в ванную. Возле пианино стоит табуретка. Всю стену занимает тень паука. На полу лежат две пустые бутылки из-под водки. Пол грязный.
Марина сидит на диване, скрестив ноги, и пытается кому-то дозвониться по мобильному телефону. Это девушка двадцати лет, худая и изможденная, в неряшливом платье выше колен и растрепанной прической. Трубку не берут, поэтому Марина нервничает.
Марина: (не переставая набирать номер) Где ты, где ты ходишь?
Трубку снова не берут, она прекращает попытки дозвониться, смотрит на телефон, лежащий в ее ладони, и начинает плаксиво с ним говорить.
Марина: Где ты шляешься? Ты ведь обещал, мы ведь с тобой договаривались! Возьми трубку, ну!
Марина встает с дивана и начинает нервно ходить по комнате, обхватив себя руками. Говорит на ходу.
Марина: И он сволочь, и она. (злобно смотрит перед собой) Гнида. Закопала талант.
Марина садится на табуретку, складывает руки на коленях, продолжает злобно говорить сама с собой. Она смотрит куда-то в угол, в пустоту.
Марина: Ей смешно, а мне теперь что? А мне теперь ничего. Повеселились. Смешно. До сих пор смеемся – все трое. (меняет положение, поджимая под себя ноги, рассматривает левую руку, особенно пальцы, два из которых плохо сгибаются).
Длинная пауза. Тон из злобного резко становится плаксивым.
Марина: (кричит) Да где же Митя, где он, бля?! Что это за скотство?
О чем-то вспомнив, Марина резко соскакивает с табуретки и бросается к шкафу. Долго что-то ищет там, достает вешалки с одеждой, проверяет карманы и бросает проверенную одежду на пол.
Марина: (разочарованно и с досадой) Ничего...
Она шарит рукой между стеной и шкафом, под ним. Ничего не обнаружив, бросается к столу, заглядывает под столешницу и всхлипывает – там тоже ничего нет. Подойдя к кровати, начинает шарить руками в постельном белье. Марина вытряхивает одеяла, простынь, но там тоже ничего не находит. Она ищет под табуреткой, под крышкой пианино, в педалях.
Марина: (всхлипывает) Пусто... И денег совсем нет. (пауза) Зазнавшийся мудак… Схожу к другому, мне ничего не стоит. Не один же Митя.
Марина устало садится на пол, игнорируя табуретку, хватается за виски и запрокидывает голову.
Марина: (обессиленно стонет) Нельзя так делать, нельзя, нельзя… Ты же обещал, Митя! (гневно кричит в потолок) Митя! Гнида!
Марина в ярости. Она бросает телефон в сторону входной двери, тот ударяется о дверной косяк и падает возле порога. Марина валится на бок, закрывает лицо руками и начинает громко плакать. Спина и плечи сильно трясутся. Спустя некоторое время плач затихает, но тело Марины по-прежнему дрожит.
Освещается остальная часть сцены, изображающая коридор подъезда – кроме одного неосвещенного закутка. Где-то тихо играет музыка – пьяная женщина поет под расстроенную гитару романс «Перебиты, поломаны крылья», и звучит это так, будто звук доносится из другой квартиры. Женщина с рычанием произносит буквы «р». Возле двери в квартиру Марины, сидит, прислонившись к стене, Сольпуга. Она улыбается и смотрит в потолок, ноги раскинуты по полу, руки висят.
С другого конца коридора медленно идет Митя. Это молодой человек двадцати трех лет лет. Плохо причесанный, в мятой рубашке, неаккуратный. Лицо равнодушное и усталое, однако вид ленивый и высокомерный. Руки он держит в карманах расстегнутого пальто.
Сольпуга слышит отдаленные шаги, поворачивает голову на звук и замечает Митю. Она не сводит с него взгляда и запускает когти себе в волосы, как бы их расчесывая и украшая себя. Митя не замечает Сольпугу – будто ее нет в подъезде.
Что-то шумит в темном закутке, будто кто-то споткнулся и упал. Митя останавливается.
Митя: Кто здесь? (оборачивается туда, откуда исходил звук) Кто здесь?
Митя говорит слегка в нос. Ответа нет, Митя начинает нервничать и делает неуверенный шаг назад.
Митя: Да бля, кто здесь ?
Из темноты выходит Андрей – исхудавший молодой человек, одетый крайне неопрятно. Он ничего не говорит и подходит к Мите. Андрей тоже не видит Сольпугу. Сольпуга с интересом наблюдает за ними и улыбается.
Митя: (облегченно) А, это ты. (говорит лениво и высокомерно) Чего надо?
Андрей: (подходя к Мите вплотную) А ты и не знаешь, да?
Митя: (делая шаг назад) Знаю. Сначала долг верни.
Андрей: (с угрозой) А если я из тебя хмурый силой вытрясу?
Митя: (спокойно) Ты так уверен, что у меня с собой что-то есть?
Андрей: Мне очень нужно. (длинная пауза) Очень.
Митя: (с отвращением) Ты у меня не один такой (на всякий случай вытаскивает руки из карманов) Тебе нужно, второму, третьему – и всем срочно (шмыгает, потирает нос пальцами).
Андрей: Да че ты, тебе жалко, что ли? Дай в долг.
Митя: Дам в долг, когда вернешь старый долг.
Андрей: Да че ты жмотишься?
Митя: Я барыга или кто? Принесешь деньги – всё будет.
Сольпуга подбирает под себя ноги, продолжает смотреть на Андрея и Митю. Андрей хватает Митю за воротник. Со злостью смотрят друг на друга. Длинная пауза, во время которой Митя пытается отступать, но Андрей каждый раз возвращает его на прежнее место.
Митя: (с уверенной угрозой) Вот этого я бы делать не советовал. Будешь драться – подсуну тебе какую-нибудь дрянь.
Андрей: (срывается на крик) Штукатурку?
Митя: (спокойно) Руками не маши.
Андрей отдергивает руки.
Андрей: Ненавижу тебя. Так бы и…
Андрей хватает в кулак воздух перед Митиным лицом и некоторое время этот воздух душит. Митя молчит. Андрей опускает руки и неловко топчется на месте.
Митя: Почему ты именно ко мне с этим пристал? Других, что ли, нет? Полно – иди и покупай.
Андрей: (не сразу, извиняющимся тоном) Есть-то они есть, а толку… Я им тоже должен. (пауза) Я принесу деньги. Завтра. (пауза) Или послезавтра. (пауза) Или…
Митя: (раздраженно) Иди уже (шмыгает).
Андрей разворачивается и поспешно уходит. Митя провожает его взглядом и не двигается, пока не убеждается, что тот ушел окончательно, и только потом продолжает идти к двери Марины. Шагает медленно, никуда не спешит. Сольпуга искоса смотрит на него.
Митя: (с досадой, в пустоту) Да чтоб вы все… (пауза) Впрочем, вы и так...
Он подходит к двери, стучит четыре раза. Марина вскакивает с кровати, приглаживает волосы и подбегает к двери.
Марина: (прижимаясь ухом к двери) Кто там? Митя, это ты?
Митя: Я.
Марина: (взволнованно) Ты принес?
Митя: (раздраженно) Да принес!
Марина: Ты один?
Митя: (раздраженно) Марина! Открывай!
Марина впускает его, он перешагивает через разбитый телефон, валяющийся возле порога, и не обращает внимания на Маринино заплаканное лицо. Марина продолжает поправлять волосы, но Митя смотрит куда угодно, но не на нее.
Марина: Митя, ты где был?!
Митя: (игнорирует ее вопрос) Погода – дрянь. Дождь моросит, вместо снега грязная каша.
Он проходит в комнату, не снимая пальто и не разуваясь. Марина следует за ним, крутится сбоку, старается попасться ему на глаза, но Митя на нее не смотрит. Следом за Митей в квартиру прокрадывается Сольпуга. Никто не обращает на нее внимания. Сольпуга подбирается к подоконнику, забирается на него, скрещивает ноги по-турецки и закрывает глаза. Как только дверь захлопывается, романс стихает.
Митя: (шмыгает) Продрог, пока шел.
Марина: Митя...
Он оглядывает грязный пол, насмешливо хмыкает.
Митя: Да уж, правильно я не разулся. Покормишь меня?
Марина: (извиняющимся тоном) Ничего нет. Послушай, Митя…
Митя: Да уж. Ладно, поем дома.
Митя подходит к пианино и садится на стул. Ему скучно. Он замечает бутылку и начинает ботинком катать ее по полу вперед-назад. Марина сначала молчит, но всё же не выдерживает.
Марина: (умоляюще сложив руки) Митя, я больше не могу, ну отдай, я же знаю, что ты принес!
Митя: (продолжает катать бутылку по полу) Заплати – отдам.
Марина: (плаксиво) Денег тоже нет…
Митя: Значит, ждем, пока принесут деньги. Ты все равно с самого утра коду жрешь, я же знаю. Чем дольше потерпишь, тем слаще вмажешься - и станет хорошо.
Сольпуга медленно ложится на бок, сворачивается клубком и засыпает на подоконнике. Марина обхватывает себя руками, отходит к окну, долго смотрит в него.
Марина: (мрачно) Это всё она.
Митя поворачивает голову в сторону Марины и с удивлением смотрит на нее, продолжая катать бутылку по полу.
Марина: (так же мрачно) Это её вина. Если бы она не решила пошутить, то не переломала бы мне пальцы. Мне было бы сейчас лучше, я могла бы играть… И тебя бы сейчас здесь не было.
Митя перестает катать бутылку.
Митя (ехидно): Раз ты так не хочешь, чтобы я тут был...
Марина резко поворачивается к Мите и кидает на него злобный взгляд. Митя издает глухой смешок, но остается сидеть на месте.
Митя: Как меня заебало слушать про ваши семейные склоки и психологические травмы. Каждый раз я прихожу, и каждый раз ты говоришь одно и то же, одно и то же, одно и то же… (шмыгает) Тебе самой не надоело ныть?
Марина медленно проходит в центр комнаты. Она смотрит перед собой и играет на воображаемом пианино.
Марина: (с отстраненностью) Я могла бы играть…
Митя: (смотрит на Марину пристально и с укором) Вы обе хороши, вот что я скажу. Одна пальцы ломает, а другая кипятком ошпаривает.
Марина приостанавливает игру на воображаемом пианино, скашивает глаза на Митю.
Марина: (кокетливо) Я её случайно ошпарила.
Митя: (осуждающе) Случайно пролила ей на бок чайник кипятка?
Марина: (кокетливо) Крышка слетела.
Митя: Это у вас крышка слетела. У обеих. Вот и сидим теперь в болоте.
Марина перестает обращать на него внимание и возобновляет игру на воображаемом пианино. Её руки плавно движутся.
Марина: (мечтательно, с придыханием) Я могла бы играть… В Париже, в Риме…
Митя (язвительно): А играешь на баяне в Мухосранске.
Начинает медленно кружиться по комнате, плавно шевеля руками.
Митя: (раздраженно) С тобой говорить невозможно, ты понимаешь?
Марина: Как Денис Мацуев…
Митя прекращает разговор и устало откидывается назад. Задевает спиной клавиши, раздается дисгармоничный гул. Митя застывает в таком положении и молча глядит в потолок.
Марина продолжает кружиться по комнате. Сольпуга просыпается, сонно зевает. Замечает Марину и начинает с улыбкой наблюдать за ней, склонив голову. Марина резко замирает и решительно поворачивается к Мите.
Марина: (нервно) Отдай.
Митя: (не меняя положения) Нет. Ждем деньги (шмыгает).
Марина: Отдай, а не то…
Она замолкает, ожидая встречного вопроса, однако Митя молчит и насмешливо на нее смотрит. Он снова катает бутылку по полу.
Марина: (приближается к нему) …а не то пойду к другому барыге. Город большой, в каждом дворе есть…
Митя усмехается, разглядывает свои ногти.
Марина: Ты меня слышишь? (в голосе нарастают угрожающий тон и плаксивость) Я прямо сейчас пойду!
Марина стоит возле сидящего на стуле Мити и смотрит на него сверху вниз. Он вскидывает голову и усмехается ей в лицо. Улыбка нахальная и неприятная, открывающая верхнюю десну.
Митя: И к кому ты пойдешь без денег?
Марина: (начинает злиться) Попрошу в долг.
Митя: (широко улыбается) Не факт, что тебе дадут в долг. Я бы не дал. Ты не выглядишь платежеспособной.
Марина: (не сразу) Как будто дело в деньгах. Я молодая, красивая… (поправляет волосы, одергивает платье)
Митя: (по слогам) Е-рун-да. (посмеивается)
Марина: Ты ведь на меня повелся.
Митя: (насмешливо) Сотню доз тому назад ты была вполне ничего.
Марина: (визгливо) Отдай!
Митя: (со злым озорством) Потерпи. Ну что тебе стоит потерпеть?
Марина: (начинает плакать) Не смей издеваться! Мне плохо, ты же видишь!
Смотрят друг на друга, не шевелятся. Митя ухмыляется, Марина плачет, закрыв лицо руками. Так проходит минута.
Митя: (сохраняя на лице ухмылку) Ладно (шмыгает).
Марина с радостью смотрит на него и нервно заламывает руки. Митя поднимается со стула.
Митя: Ладно, уговорила.
Он достает из кармана зиплок с героином, но не передает Марине, а зажимает в кулаке. Марина несколько раз собирается что-то сказать, однако каждый раз только открывает рот и снова его закрывает.
Митя: (заглядывая ей в лицо) Ну? Вот же, бери.
Марина тянет руку, и как только она касается Митиных сжатых пальцев, он резко отдергивает руку и делает шаг назад. Неприятно смеется. Марина плачет сильнее прежнего.
Марина: (кричит изо всех сил) Сука! Ненавижу, ненавижу! Почему вы все такие суки?!
Митя: (снова демонстрирует зиплок) Работа такая. (посмеивается) Сложно удержаться.
Марина громко плачет и сгибается пополам, закрывает лицо руками. Она покачивается и воет сквозь ладони. Митя не сразу перестает улыбаться. Он понимает, что Марина не притворяется, убирает зиплок в карман и подходит к ней. Обнимает, прижимает к себе, успокаивающе гладит Марину по спине и голове. Марина всхлипывает. Так проходит некоторое время.
Митя: (с искренним сочувствием) Не надо, не плачь, Мариночка. Она скоро придет.
Марина: (положив голову ему на плечо) Не издевайся надо мной, пожалуйста… (заглядывает ему в лицо) Ты больше не будешь? (кладет ладони ему на плечи) Скажи, что не будешь.
Митя целует ее в лоб, поправляет растрепанные волосы Марины.
Митя: Не буду. Обещаю.
Марина: (огорченно) Ты опять нюхал. Не надо больше. У тебя настроение скачет, ты орешь на меня…
Митя: (вздыхает) Прости. Извини, правда… (потирает нос пальцами) Прессуют со всех сторон. (пауза) Денег требуют. (пауза) Должники будто сговорились – весь день клянчат и клянчат.
Марина прижимается лбом ко лбу Мити.
Марина: Всё будет хорошо?
Она убирает руки с его плеч.
Митя: Ну как бы тебе сказать…
Сольпуга, полулежащая на подоконнике, в умилении складывает руки, любуясь Мариной и Митей. Маринина рука тянется к карману Мити. Он замечает это, бьет Марину по лицу и отходит от нее.
Марина: (цедит сквозь зубы) Падла!
Митя медленно обходит ее по широкой дуге, пинком отправляет бутылку под диван, медленно проходит к окну. Марина неотрывным взглядом следит за его передвижениями. Митя останавливается слева от Сольпуги. Сольпуга делает вид, что дремлет, но продолжает незаметно наблюдать. Так проходит некоторое время.
Митя: (серьезным тоном) Давай уедем.
Он задумчиво смотрит куда-то в угол.
Марина: (с недоумением) Куда?
Митя: Куда-нибудь.
Марина: (с еще более сильным недоумением) Зачем?
Митя: (переводит взгляд на нее) Чтобы всё изменилось. Разве тебе не хочется, чтобы всё изменилось?
Марина молчит.
Митя: Так ведь нельзя. (длинная пауза) Давай уедем.
Марина: (тихо) А я? (пауза) Обо мне ты подумал? Где ты будешь геру доставать? Может, ты не сможешь там барыжить. И тут не всегда будешь барыжить. Рано или поздно…
Марина замолкает, не желая продолжать фразу. Тяжело вздыхает. Митя отводит от нее взгляд и мрачно смотрит перед собой.
Митя (мрачно): Ну спасибо за доброе пожелание...
Марина подходит к нему. Она обнимает его, но уже без корыстных убеждений. Они начинают грустно целоваться. Сольпуга умиляется и беззвучно хлопает в ладоши.
В начале коридора появляется Ольга. Как только она появляется, снова начинает глухо звучать романс «Перебиты, поломаны крылья», исполняемый пьяной женщиной. Ольга – женщина тридцати лет, в брюках и куртке, с короткой стрижкой и отросшими темными корнями волос. Лицо сосредоточенное, немного суровое и очень уставшее. Впечатление такое, будто Ольга всегда хмурится.
Она идет собранно, не быстро, но и не медленно. Отпирает дверь своими ключами, видит целующихся Марину и Митю. Они не замечают ее появления. Ольга стоит в пороге с выражением брезгливости на лице. Сольпуга видит Ольгу и быстро притворяется спящей. Ольга кашляет в кулак, привлекая к себе внимание.
Ольга: Я деньги принесла.
Марина: (выскальзывает из объятий Мити) Отдай! Я больше не могу!
Непонятно, к кому Марина обращается – или к Ольге, или к Мите. Марина вырывает деньги из Ольгиных рук, бежит с ними к Мите, однако спотыкается и роняет их на пол. Купюры рассыпаются по полу и на ботинки Мити. Он не собирается подбирать деньги с пола и выразительно смотрит, то на деньги, то на Марину. Марина понимает его без слов, торопливо собирает деньги, ползая коленями по грязному полу, и, не вставая, протягивает Мите деньги. Он внимательно пересчитывает деньги и кладет их в карман. Достает из другого кармана зиплок с героином и запакованные шприцы, отдает их Марине. Марина выхватывает зиплок и шприцы, поднимается с колен и бежит в ванную. Громко захлопывает за собой дверь.
Митя: (кричит) Баяны новые, Мариночка!
Он кричит в захлопнувшуюся дверь ванной, ему никто не отвечает. Ольга продолжает стоять в пороге, она хмурится.
Митя: Что? (усмехается) Каждый раз, как в первый? (шмыгает)
Ольга демонстративно не отвечает.
Митя: Вы дверь-то закройте. А то нараспашку.
Ольга закрывает дверь, романс снова затихает. Его уже не слышно. Ольга снимает куртку, вешает на крючок. Осматривает грязный пол и не разувается.
Ольга: (сердито) Она так и не убралась, что ли?
Митя виновато разводит руками.
Ольга: Месяц прошел.
Митя: (беззаботно) Еще я натоптал. Слякоть, грязь, все ботинки извозил. (лениво и высокомерно) Продрог.
Ольга не отвечает ему, он пожимает плечами и расслабленно валится на диван. Ольга осуждающе смотрит на него.
Ольга: Чего разлегся? Устал, что ли?
Митя: Очень.
Ольга: (с отвращением) От чего, интересно?
Митя: (нахально улыбается) Волка ноги кормят. Не смотрите на меня так. Садитесь лучше - в ногах правды нет.
Ольга садится на край дивана, стараясь держаться от Мити как можно дальше, насколько это вообще возможно. У нее на лице брезгливость и отвращение.
Ольга: (строго) Не боишься, что я с этим пойду в полицию?
Митя: (насмешливо) Как придете – так и уйдете. Думаете, они не знают, Ольга Матвеевна?
Ольга: (с ненавистью) Таких, как ты, надо подсаживать на ту дрянь, которую вы продаете. Сам-то не колешься.
Митя: (потирает нос пальцами) Зато я пью и нюхаю, Ольга Матвеевна.
Ольга: Ты не видишь, как они мучаются, ты не видишь, как…
Митя: (перебивает ее) Очень даже вижу. Когда они за мной ходят и выпрашивают. (посмеивается) Противное зрелище.
Ольга смотрит на него с нескрываемым презрением.
Митя: (кладет руки за голову) Вот только не надо смотреть так, будто вы желаете моей смерти. (приподнимается на локтях) Вы не одна такая, я уже привык. И стыдно мне все равно не будет. Есть ведь кое-какие нюансы.
Ольга брезгливо встает с дивана.
Ольга: (начинает сердиться) Что ты мелешь?
Митя: (развязно) Человек обречен на свободу. (пауза) Он выбирает, когда не хочет выбирать.
Ольга: Ты что, опять нанюхался?
Митя: Не без греха. Полку мефа с утра уже убрал. Не супер взяло, я вам скажу - толер взлетел.
Митя садится на диване, вытаскивает из кармана пачку сигарет и зажимает одну между пальцев. Этой рукой он активно жестикулирует.
Митя: У человека в душе – дыра размером с бога. И каждый заполняет ее, как может. (пауза) Знаете, кто это сказал?
Ольга сжимает кулаки и не отвечает.
Митя: (довольно) Сартр. Жан-Поль Сартр (шмыгает).
Ольга хватает его за запястье, Митя роняет сигарету на пол.
Ольга: (цедит сквозь зубы) Пошел ты знаешь куда со своим Сартром? У меня сестра торчит.
Митя не отдергивает руку.
Митя: (с достоинством) А у меня торчит любимая женщина.
Ольга: (шипит) Какая она тебе любимая женщина? Ты её травишь!
Митя: (оскорбленно) Ну нет. Я Марине героин не бодяжу, а знаете, почему?
Ольга молчит. Длинная пауза.
Митя: Потому что я её люблю.
Ольга отпускает его запястье, с отвращением вытирает руку об одеяло. Задумчиво проходит в центр комнаты, останавливается. Митя достает новую сигарету, закуривает.
Митя: Если бы вы знали, как я отношусь к клиентам, то оценили бы мою заботу о Марине. Рассказать вам?
Ольга поворачивается к нему спиной, складывает руки на груди и задирает подбородок.
Митя: Вижу, вы не хотите. Но я все равно расскажу.
Митя курит, стряхивая пепел прямо на пол.
Митя: (потирает нос пальцами) Я на Марине практически не зарабатываю, а деньги беру только для того, чтоб не уйти в минус. Марина получает героин по закупочной цене, вы это понимаете?
Ольга: (язвительно) Как благородно с твоей стороны.
Митя: Вообще-то да.
Митя встает с дивана, начинает размеренно ходить вокруг Ольги, иногда намеренно выдыхая дым в ее сторону.
Митя: Я не бодяжу её герыч, совсем. Конечно, он приходит ко мне грязный, но я хотя бы не ухудшаю ситуацию. Знаете, что туда подмешивают? (останавливается перед Ольгой) Что угодно. От муки до оконной замазки. Видели их вены? (Пауза) Они ведь заживо гниют.
Ольга: (с раздражением) Зачем мне слушать твои оправдания?
Митя: (загибает пальцы) Я приношу ей чистые баяны. Ей не нужно ходить по притонам. Она не ставится чем попало. И после всего этого вы говорите, что я её не люблю.
Длинная пауза. Митя кидает окурок на пол и давит его каблуком ботинка.
Митя: (усмехается) Сами знаете, могла бы легко поймать гепатит или вич. Могла бы потерять ногу или руку. А без рук Марине никак нельзя, особенно без них.
Ольга в изнеможении проводит рукой по лицу.
Митя: (с укором) Вы могли бы сами ей помогать. Тогда бы я не понадобился.
Ольга: Не могу. Лекарств на пациентов не хватает. (пауза) Ампулы учетные.
Митя: (нагло улыбается) Вот видите. Лучше вы будете терпеть меня, чем лечить ее у себя в наркологичке. А то видели бы ее каждый день, но не в домашней обстановке, а среди других наркоманов. (улыбается, но уже не нагло и без высокомерия) Знаете, (пауза) Марина научилась играть без переломанных пальцев. Чудесно играет. (перестает улыбаться, мрачнеет) Она могла бы добиться. (шмыгает) Но она не хочет.
Ольга: (мрачно) Берроуз добился.
Митя: Не ожидал от вас такого. Честно, не ожидал. Ладно, они, но вы-то?
Митя снова начинает ходит кругами вокруг Ольги, говорит на ходу.
Митя: Не надо каждого торчка сравнивать с Берроузом. Наркотики не превращают бездарей в писателей и художников. У меня, кстати, покупает один писатель. Изредка, когда возвращается в места детства. Уже семь лет издается и даже получает с этого деньги. Так он до того, как начал употреблять, хорошо сочинял. Сейчас пишет лучше, чем раньше. (пауза) Вот только наркотики тут не при чем. (пауза) Он руку набил. А вы говорите – Берроуз. Они постоянно себя с ним сравнивают. Вот только Берроуз – классик, а они (разводит руками) гнилье. Иногда в прямом смысле этого слова.
Ольга садится на край дивана, устало смотрит перед собой. Митя стоит перед ней.
Ольга: Марина изменилась. Стала склочной, нервной, невыносимой..
Митя: Еще бы.
Ольга: Только один курс проучилась…
Митя: Еще бы.
Ольга переводит взгляд на Митю, на ее лице снова появляется брезгливость.
Ольга: Кстати. Откуда тупой барыга без высшего образования знает про Сартра?
Митя: (посмеивается) Не тупой, а с неоконченным высшим. Я три года на философском учился.
Ольга: А потом?
Митя: (улыбаясь) А потом надоело (потирает нос пальцами).
Он развязно расхаживает по комнате.
Ольга: Она могла бы нормально работать, если бы доучилась. И ты, если бы доучился, работал бы…
Митя: (перебивает) …менеджером по продажам? (смеется) Так я уже. Вот только я не потратил несколько лет на то, чтоб это понять.
Ольга: (глядя на дверь ванной) Почему она так долго?
Митя: Может, залипла. Может, прихорашивается.
На этих словах Марина медленно выходит из ванной. Митя останавливается на месте – возле окна. Марина аккуратно причесана, накрашена, одета в более опрятное платье. Она легко улыбается, выглядит сонной и держит в руке гнутую ложку. Подойдя к пианино, Марина вяло кидает ложку на диван. Ольга стыдится и упирает взгляд в пол. Марина сонно смотрит на Ольгу и Митю.
Марина: (говорит вяло и растянуто) Я хочу сыграть. (пауза) Хочу сыграть для вас. (пауза) Будут пожелания?
Ольга: (скупо) Бах.
Марина: (растянуто) Что именно?
Ольга: (отрывисто) Не знаю. (пауза) Бах.
Митя: (вытаскивая из кармана сигареты) Ту, из «Соляриса». Мы с тобой смотрели на прошлой неделе. Там темп медленный, тебе сейчас в самый раз.
Марина садится за пианино и начинает играть Баха, хоральную прелюдию фа-минор «Взываю к тебе, Господи». Она под героином, поэтому играет медленнее, чем нужно, отчего мелодия кажется еще более тоскливой. Митя щелкает зажигалкой, закуривает, выдыхает дым в потолок. Сольпуга с минуту ворочается на окне и наконец пробуждается. Садится, обводит взглядом комнату. Митя курит, Ольга сидит на краю дивана с опущенной головой.
Сольпуга довольно улыбается и спрыгивает с подоконника. Подходит к Мите, берет его левую руку в свои. Она встает прямо перед ним, чтоб Митя смотрел на нее, но Митя с отвращением кривит рот и отворачивается. Сольпуга треплет его по щеке.
Сольпуга: (вкрадчиво) Ну и почему ты морду воротишь? Противно? А деньги получать не противно?
Митя не вырывает руку, но брезгливо вытирает щеку рукавом пальто. Он старается смотреть в сторону, однако Сольпуга заглядывает ему в лицо.
Сольпуга: А ведь тебя сейчас ищут. Очередной должник. Ходит по грязи и ищет.
Митя: (нервно) Перестань.
Сольпуга: (тихо смеется) Уже поздно. (пауза) Он пытается дозвониться, а у тебя телефон отключен. Тебе не стыдно?
Митя: Пожалуйста, перестань.
Сольпуга: Думает, наверное, что ты опять дома заперся и пьешь.
Митя изможденно роняет голову, заслоняет лицо локтем.
Сольпуга: (то ли шутливо, то ли обиженно) Не хочешь меня видеть? Дело твое. (говорит вкрадчиво ему в ухо) Я-то тебя все равно вижу. И когда ты по улицам бродишь, и когда дома синячишь. Ты замечал, что у тебя вокруг кровати пустые бутылки валяются?
Митя отворачивается к стене и упирается в нее лбом. Сольпуга продолжает держать его за руку.
Сольпуга: (с ехидством) Если бы не было стыдно – не пил бы. (пауза)
Митя: (сдавленно) Перестань.
Сольпуга: (приторно улыбается) Ты подлый, Митя. И за что только Марина тебя любит? Она должна перед тобой заискивать. Или вообще ненавидеть.
Митя: (сдавленно) Не трогай ее.
Его плечи дергаются единичной судорогой. Сольпуга смеется.
Сольпуга: Думал, ты самый хитрый? Думал, сможешь обмануть меня? (длинная пауза) Не сможешь.
Она отпускает его руку, Митя застывает в таком положении. Марина продолжает играть. Сольпуга крадется к дивану и усаживается возле Ольги. Начинает аккуратно гладить Ольгу по лицу. Лицо у Ольги скорбное.
Сольпуга: (Ольге) Не откупайтесь от меня, это бесполезно.
Ольга сидит без движения и смотрит перед собой, будто ничего не чувствует.
Сольпуга: (медленно и вкрадчиво) Марина такая же, как наркоманы в твоей лечебнице – хитрая, равнодушная и изворотливая. Перед тобой она плачет, а на самом деле готова всё из дома вынести. Кричит и страдает напоказ – только бы ей деньги дали. (пауза) Не верь ей.
Ольга закрывает глаза. Сольпуга продолжает гладить ее по лицу.
Сольпуга: Знаешь, со стороны вы кажетесь подобием семьи. Отвратительным подобием. Ваша связь – до первой смерти. Умрет она – тебе незачем будет терпеть Митю, а ему незачем будет здесь появляться. Умрет он – тебе придется сдать Марину в больницу. Если она только не найдет себе кого-то другого. А она найдет.
Сольпуга перестает гладить ее лицо и отходит от нее. Ольга остается сидеть, где сидела – недвижимо, с закрытыми глазами. Сольпуга крадется к играющей Марине, становится рядом с ней. Она гладит Марину по голове.
Сольпуга: (ухмыляясь) Всех изводит, а сама счастливая. Каждый день её вижу. Не так часто, конечно (кидает быстрый взгляд на Митю), как Митю. И не так часто, (кидает быстрый взгляд на Ольгу) как медсестричку. Хотя встречи с ней мне не нравятся. А вот видеться с тобой, Мариночка, одна только радость.
Садится на стул возле Марины, играет с ней в четыре руки. Свет постепенно тускнеет до мрака. Слышно только музыку. В полной темноте музыка начинает звучать все тише, а потом сходит на нет. Остается только тьма.